Художник и продюсер Рустем Бегенов: «Мы любим играть, как дети, и не боимся быть смешными»

>Несколько дней назад Центр универсальных искусств ORTA представил новый проект – Тотальную перформативную инсталляцию-лабораторию, и начал спектакулярные запуски Первого Реактора Видимых Явлений.

 

Айдана Курмангалиева 

портал Manshuq

26.01.2021

 

 

 

Создатели «Новой гениальности» предлагают алматинцам «Первый Реактор Видимых Явлений» 

>Арт-энд-сайнз сегодня – популярное явление, обозначающее синтез науки, искусства и технологий в произведении. Мы же идем дальше и стараемся работать на такой глубине, где еще нет разделения на науку и искусство.

Ярослав РАЗУМОВ 

Экспресс К

22.01.2021

 

 

Центр универсальных искусств ORTA: «То, что мы сейчас делаем – весело. Мы кураторы самих себя»

>Художники о запуске Тотальной перформативной инсталляции-лаборатории и Первого Реактора Видимых Явлений.

Владислав Слудский

Интернет-журнал Vласть

20.01.2021


 

В Алматы запускается проект арт-группы ORTA

>ORTA— это объединение казахстанских исследователей, которые изучают человека и его пути взаимодействия через творческие проекты, включающие фотографию, кино, науку и философию. 

 

Анеля Балагозинова

The Steppe

20.01.2021


 

Культурная мозаика

>В программе Жании Аубакировой основатели Центра универсальных искусств ORTA - режиссер Рустем Бегенов и актриса Александра Морозова. Часть 2

Радио «Classic»

20.01.2021

 

 

 

Культурная мозаика

программе Жании Аубакировой основатели Центра универсальных искусств ORTA - режиссер Рустем Бегенов и актриса Александра Морозова. Часть1

 

Радио «Classic»

13.01.2021
 

 

 

Новые Гении Первого Ранга

>О тех, кто покинул пределы искусств и наук.

 

Рустем Бегенов

Интернет-журнал Vласть

11.04.2020

 


 

Новые Гении Первого Ранга 

> Первый Том Романа в Тысячи Томах

 

Рустем Бегенов

Радио «Classic»

Ноябрь 2020

 

 

 

«Первый том Романа в тысячи томах»: издана книга текстов Сергея Калмыкова

​>Центр универсальных искусств ORTA и издательский дом Vласть выпустили книгу текстов Сергея Калмыкова. Вместо обычной презентации книги был организован целый спектакль, а точнее – мистерия-манифест «Явление Первого тома Романа в тысячи томах». Мы поговорили с актрисой, сооснователем ORTA и составителем книги Александрой Морозовой и художницей, арт-директором книги Сабиной Куангалиевой.

портал Manshuq

Асия Акимжанова

22.11.2019

 

 

Александра Морозова, составительница книги Калмыкова: «Его тексты помогли мне обнаружить точку опоры»

>Можно ли познать Сергея Калмыкова?

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

5.11.2019

 

 

Презентация-перфоманс первой книги Сергея Калмыкова пройдет в Алматы.

>8 и 9 ноября в южной столице состоится закрытый показ мистерии-манифеста «Явление первого тома Романа в тысячи томах» на основе текстов выдающегося художника и писателя.

Esquire.kz

04.11.2019

 

 

Центр универсальных искусств ORTA выпускает книгу текстов Сергея Калмыкова.

>«Первый том Романа в тысячи томах» – первая книга из серии книг с текстами и рисунками гениального Сергея Калмыкова.

Buro247.kz

25.10.19

 

Как стать великим самим собой.

>Рустем Бегенов о выборе профессии театрального режиссера.

Интернет-журнал Vласть

27.04.2019


 

Премьера первой в Казахстане Светооперы

>27 апреля, в день памяти Сергея Калмыкова группа ORTA представляет на сайте Vласти первую в истории Казахстана Светооперу «Ң. Ғ. Қ. || Ңовый Ғений Қазахстана», которая посвящается гению первого ранга Земли, космоса и его окрестностей Сергею Калмыкову и является видео-увертюрой к проекту «Полоса бессмертия» - бесконечного проекта группы ORTA.

​Интернет-журнал Vласть

27.04.2019

 

В Санкт-Петербурге объявлен лонг-лист Премии в области современного искусства имени Сергея Курехина за 2018 год

>Светопреставление " Сергей Калмыков" номинировано на премию Сергея Курехин за 2018 год.

kuryokhin.net

14.03.2019

 

Демократия, феминизм и смена власти

>Семь театральных тенденций 2018 года, за которыми интересно следить в 2019-м.

Ольга Тараканова

Knife.media

19.01.2019

 

 

 

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом

>Если добавить интеллектуалистский Arts&Science Рустема Бегенова и Клима Козинского, молодых выпускников Бориса Юхананова, которые стали открытием года для меня, можно представить, куда движется современный театр.

Ольга Тараканова

The Village

09.01.2019

 

 

Масштабно, бессмысленно, прекрасно

>Одним из главных культурных событий в 2018 году стало появление проекта, который сложно описать иным словом как «светопреставление». Не спектакль, не перфоманс, а некое разножанровое действо, которое придумала и осуществила команда из Центра универсальных искусств ORTA, где, помимо привычных постановщиков, драматургов, художников и композиторов, большая работа была проделана инженерами, дизайнерами и рабочими.

Артем Крылов

Esquire

ноябрь 2018

 


 

Как смотреть "Светопреставление "Сергей Калмыков"

>Это не просто спектакль, это погружение в параллельную вселенную, поэтому без путеводителя здесь не обойтись. Следуйте пунктам списка.

Ольга Малышева

Интернет-журнал Vласть

02.10.2018

 

Новые Гении Первого Ранга 

>Светопреставление Сергей Калмыков. Часть 1 

Рустем Бегенов

Радио «Classic»

Октябрь 2018

 

 

 

Новые Гении Первого Ранга 

>Светопреставление Сергей Калмыков. Часть 2

Рустем Бегенов

Радио «Classic»

Октябрь 2018



 

Vласть Talks: Безумие и искусство

>Публичная дискуссия, проходившая в рамках месяца художника Сергея Калмыкова

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

27.09.2018

 

 

 

Independent creative company stages play to raise awareness about mental health

>ORTA Centre for Universal Arts will present the techno-performance “Svetoprestavleniye Sergey Kalmykov” on Oct. 6, 7, 9 and 10 in Almaty. The play was the headliner this year at the New Drama Festival in Moscow’s Meyerhold Centre.

Zhanna Shayakhmetova

The Astana Times

19.09.2018

 

 

 

ТЕСЛАбойз

>В спектакле Бегенова "Светопреставление "Сергей Калмыков"  появилась вещь, знаменующая основу электромагнитной цивилизации - катушка Теслы.

Дмитрий Лисин

Журнал S7

август 2018

 

 

 

Апофеоз Сергея Калмыкова. Как создавалась технологическая постановка об одном из последних советских авангардистов

>В эту субботу в Алматы состоится премьера Светопреставления «Сергей Калмыков». Спектакль, больше года назад начинавшийся как музыкально-цирковое представление с лошадьми, постепенно перерос в технологизированную историю о безумии, гениальности и власти. Для её режиссёра Рустема Бегенова и его Центра универсальных искусств ORTA она стала второй постановкой – дебютная «Медея. Материал», построенная на тексте драматурга Хайнера Мюллера, почти сразу была номинирована на гран-при российской Премии Сергея Курёхина. Ядром нового спектакля стали Правила создания шедевровсоветского художника-авангардиста Сергея Калмыкова. Через них и некоторые философские дополнения режиссёр вовлекает зрителя в странствие между мирами рациональности и пустоты.

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

25.05.2018

 

 

Александра Морозова: «После изучения жизни Калмыкова я перестала бояться своей болезни»

>Накануне премьеры светопреставления «Сергей Калмыков» мы познакомились с актрисой и креативным продюсером центра универсальных искусств ORTA и создателем оригинального театрального представления Александрой Морозовой, и у нас случился очень искренний и откровенный разговор. Не только о гении Калмыкова.

​Акжелен Исабаева

портал Manshuq

24.05.2018

 

 

«Воин качества»: Кто такой Рустем Бегенов

>Первый спектакль Рустема Бегенова — казахского музыканта, ставшего театральным режиссером, — «Медея. Материал» по тексту немца Хайнера Мюллера в переводе на казахский, попал в OFF-программу театрального фестиваля NET и сражался за Гран-при Премии Сергея Курехина. Второй, «Светопреставление „Сергей Калмыков“», еще даже не вышел, но уже объявлен хедлайнером фестиваля Центра имени Мейерхольда «Новая драма». The Village пообщался с режиссером, который рассказал, как выпускать только хиты с интервалом в полтора года, чего ждать от спектакля о безумном художнике-авангардисте и почему для работы театрального центра достаточно двух человек.

Ольга Тараканова

The Village

15.05.2018

 

 

Почему независимые театральные режиссеры слушают R'n'B и смотрят плохие ток-шоу.

>Немецкий композитор и режиссер Хайнер Геббельс о музыке, деньгах и о том, что его бесит в современной культуре.  

Buro247.k

06.04.18 

 

Хайнер Гёббельс, театральный режиссёр: «Я не владелец истины и не хочу им быть»

>В середине марта в Алматы прошла публичная лекция известного немецкого композитора и театрального режиссёра Хайнера Гёббельса. В течение часа он рассказывал о своих методах постановки спектаклей, о нежелании объяснять в них устройство мира, о роли света и музыки в театральном действии и доброжелательном отношении к его личным интерпретациям. Vласть приводит расшифровку основной части его лекции.

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

23.03.2018

 

 

 

Хайнер Гёббельс проведёт в Алматы лекцию о театре и искусстве

>Немецкий композитор и театральный режиссёр Хайнер Гёббельс выступит в Алматы с публичной лекцией о театре и искусстве. Она пройдёт 15 марта в 15:00 в пространстве Aurora Space. Она станет заключительным событием «Недели Хайнера Гёббельса»

 

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

03.03.2018

Хайнер Гёббельс, театральный режиссёр: «Я не смотрю театр»

>15 марта Алматы посетит знаменитый немецкий композитор и театральный режиссёр Хайнер Гёббельс. По приглашению Центра универсальных искусств ORTA и Гёте-Института Казахстан, он выступит с публичными лекциями и представит русское издание своей книги «Эстетика отсутствия». Театральный режиссёр Рустем Бегенов поговорил с Гёббельсом о его способах восприятия театра, работе с темой неподконтрольности мира человеку, отсутствии центрального сообщения в его спектаклях и будущем театральных пространств.

Интернет-журнал Vласть

01.03.2018

 

Что значит быть современным художником? Лекция Рустема Бегенова в рамках Vласть Update Almaty

>Художественный руководитель Центра универсальных искусств ORTA Рустем Бегенов в рамках недели лекций Vласть Update Almaty читает лекцию "Что значит быть современным художником".

 

Интернет-журнал Vласть

29.01.2018

 

 

Екатерина Бондаренко, драматург: «Мы находимся в моменте выработки новых отношений государства с художниками»

>Интервью о задачах современного театра, тональности его языка и нынешней общественной роли художника.

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

22.09.2017

 

 

Двадцать оттенков современного 

>Итоги 2016 года. 

Современная музыка: амплитуда стилей, парабола мнений.

Газета "Музыкальное обозрение"

27.07.2017

 

Чем занята голова режиссера Рустема Бегенова

>5%  – мысли о том, что искусство сегодня занимает странное место – досуга или некоего прекрасного животного, на которое мы приходим посмотреть в безопасной клетке в зоопарке.

Еsquire Kazakhstan

​01.06.2017

 

 

Рустем Бегенов, театральный режиссер: «Мы решили «вернуть» Калмыкова городу Алматы»

>Центр универсальных искусств ORTA начинает арт-проект, посвященный художнику Сергею Калмыкову.

После изучения архивных и биографических материалов о казахстанском художнике Сергее Калмыкове, центр универсальных искусств ORTA решил начать проект, посвященный его жизни и творчеству. 

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

12.05.2017

ОБЪЯВЛЕН ЛОНГ-ЛИСТ ПРЕМИИ КУРЕХИНА ЗА 2016 ГОД

>В Петербурге объявили лонг-лист премии в области современного искусства имени Сергея Курехина за 2016 год.

Члены жюри отобрали 54 проекта из 1000 присланных заявок. В список номинантов вошли проекты из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Краснодара, Алма-Аты, Баку, Нижнего Новгорода и других городов.

сетевое издание «АРТ1»

17.03.2017

 

 

Казахстанский спектакль "Медея.Материал" номинирован на гран-при российской премии в области современного искусства

>Нашумевший междисциплинарный казахстанский проект Центра универсальных искусств ORTA – Поп-механический спектакль Медея.Материал – попал в лонг-лист престижной российской Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина в номинации Гран-при «Поп-механика». Церемония вручения наград состоится 26 апреля в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова.

​The Steppe

17.03.2017

Спектакль «Медея.Материал» номинирован на премию Сергея Курехина

>Казахстанский спектакль «Медея.Материал» номинирован на престижную российскую премию в области современного искусства им. Сергея Курехина.

Данияр Молдабеков

Интернет-журнал Vласть

17.03.2017

 

 

 

Как независимый театр занял особое место в казахстанской культуре

>"Сама по себе художественная затея уравнять все элементы растворяет, как в химическом растворе, любое насилие по отношению к зрителю. Нас не заставляют сопереживать или понимать, но предлагают увидеть и почувствовать. Вот это предстояние новому искусству, случившееся на верхнем этаже торгового центра, кажется правильным мостиком в будущее, когда мода на казахский язык окажется неразрывно связанной с театром."

Кристина Матвиенко

Buro247 Kazakhstan

22.12.2016

 

 

Еще раз о тонкостях Востока и грубостях Запада

>Фестиваль NET завершился спектаклем о Медее, в котором можно было расслышать самые актуальные ассоциации

Сергей Бирюков

Общественно-политическая газета "Труд"

12.12.2016

 

 

 

Попмеханический спектакль из Казахстана

>"В рамках фестиваля NET на сцене мейерхольдовского театра прошла российская премьера спектакля «Медея. Материал». Режиссер – Рустем Бегенов, ученик Бориса Юхананова и выпускник МИР-4 (Мастерская Индивидуальной Режиссуры). Его миссия – ни много ни мало превратить Алматы в современный культурный центр. И помочь ему в этом должен современный театр – вне его Бегенов не то чтобы не мыслит, он считает, что именно театр способен помочь человеку найти себя."

Марина Кощеева

Музыкальная критика

10.12.2016 

 

 

 

Генная инженерия

>В рамках off-программы фестиваля NET 9 и 10 декабря в ЦИМе покажут «Медею. Материал» из Казахстана — «поп-механический спектакль для 16 моделей, 6 музыкантов, 4 экранов, 3 камер и 2 голосов». Елена Ковальская увидела постановку Рустема Бегенова в Алматы, поговорила с режиссером и убедилась, что актуальный театр Центральной Азии будет смотреться в афише «Нового европейского театра» чрезвычайно органично.

Елена Ковальская

Colta.ru

08.12.2016

 

Елена Ковальская и Кристина Матвиенко, театральные эксперты: «Театр – место, где собирается нация»

>"Мы увидели спектакль и пригласили их в Москву на гастроли, а Фестиваль нового европейского театра «NET» включил его в свою программу. Это феноменально – впервые за всю историю туда вошел спектакль из Центральной Азии. И еще удивительно, как Рустем Бегенов абсолютно естественно принимает эту пост-драматическую европейскую форму и дополняет её национальными элементами. Национальной идентичности у него с гору: там есть звук кобыза, проведенный через электросниматель. Это очень специфический звук. Эти лица моделей, раскосые глаза невероятной красоты девушек, подсвеченные смартфонами – это потрясающе. Миф о Медее – восточный миф, и его синтез с европейской формой, который не задумывается о том, что он синтез, кажется мне восхитительным."

Дмитрий Мазоренко

Интернет-журнал Vласть

​30.11.2016

 

 

Медея.Материал — казахстанский театр на московской сцене

>"Это действительно важный для нас шаг — возможность представлять свою страну на фестивале такого уровня, как NET, где свои работы показывали Кэти Митчелл, Ромео Кастеллуччи, Хайнер Гёббельс, Борис Юхананов. Наш спектакль будет показан на основной сцене Центра им. Вс. Мейерхольда – ведущей площадке современного театра России."

Elle Kazakhstan

21.11.2016

 

 

 

За секунду до взрыва

>В Москве в Центре имени Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА 9 и 10 декабря покажут спектакль «Медея. Материал» казахстанского режиссера Рустема БЕГЕНОВА. Показы пройдут с пометкой «Программа OFF фестиваля «Новый Европейский театр».

Ольга  Малышева

Ratel.kz

22.11.2016

 

 

 

«Разговоры беженцев» и другие признаки театральной Европы

>В Москве открывается фестиваль «NET — Новый европейский театр»

Кристина Матвиенко

Газета.ru

18.11.2016


 

Маршрут построен

>Инструкция по программе театрального фестиваля NET

Елена Смородинова

Газета «Коммерсантъ»

​19.11.2016


 

Главная героиня – свадебное платье. В Алматы поставили постдраматический спектакль о Медее

>На днях в Алматы показали необычный, малопонятный обывателю, но всё же притягательный и красивый спектакль "Медея. Материал".  

Галия Байжанова

Интерет портал InformБюро

25.01.2016

Медея на шарнирах

>"Медея. Материал" по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера была создана в выдуманном Бегеновым жанре поп-механического спектакля. В своем проекте молодой постановщик максимально использовал нетипичные для традиционного театра приемы и элементы (хочется сказать - штуки) и создал для алматинского зрителя увлекательный аттракцион.

Ольга Малышева

Портал Today.kz

22.01.2016

 

 

"Медея. Материал": Поп-механический спектакль Рустема Бегенова

>Обезличенная механика, монотонные голоса и молчаливые модели. А внутри этого самая страшная трагедия человека – потеря всего человеческого."

Галина Рыжкина

Buro24/7 Kazakhstan

22.01.2016

 

 

Как поставить спектакль

>Философская инструкция от Рустема Бегенова – режиссера спектакля Medea.Material

Look.tm

21.01.16